24.09.2021

Здоровье – это жизнь.

     Для начала одна притча!
В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь -взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили: “Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался “Вы знаете,– сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было.

     Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. (Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке.) Что вам нужно знать о подростке и его здоровье? На что следует обратить внимание? Мы сейчас постараемся ответить на эти вопросы.

     Подростковый период – сложнейший и важнейший в жизни человека. Напомню основные приметы этого возраста.
– Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. За исключением первых двух лет жизни человек никогда больше не растет так быстро. Длина тела увеличивается на 5-8см в год. Девочки растут наиболее активно в 11-12лет (рост в этот период может увеличиться на 10см в год), усиленный рост мальчиков отмечается в 13-14лет. (После 15лет мальчики обгоняют девочек в росте). Характеристика “длинноногий подросток” очень точна: увеличение роста идет в основном за счет трубчатых костей конечностей.
– Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. Эти изменения проявляются даже внешне: наблюдается обилие лишних движений, неловкость, “угловатость” подростка. Следует знать, что в этом возрасте наиболее успешным может быть овладение техникой сложных движений. Подросток может достигнуть виртуозной техники игры на музыкальном инструменте, овладеть сложнейшими элементами специальных спортивных упражнений. Некоторые исследователи полагают, что люди, не развившие в себе необходимые двигательные качества в подростковом возрасте, на протяжении всей жизни остаются более неловкими, чем могли бы быть.
– У подростка усилено развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Число дыханий снижается в два раза, то есть подросток дышит реже, но глубже. Организму требуется кислород. Отмечено, что его нехватку (гипоксию) подросток переносит гораздо тяжелее, чем взрослый.
– Интенсивно растет сердце. Объем его увеличивается примерно на четверть. Сосуды растут, но не успевают за сердцем. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, иногда наблюдается юношеская гипертония. Она носит преходящий характер, но требует особенной осторожности при дозировании физической нагрузки. Неблагоприятно отражаются не только физические нагрузки, но и отрицательные эмоции.
– Меняется состояние нервной системы. Вследствие этого в поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. При правильном воспитании эти явления преодолеваются самим подростком, при неправильном могут стать основой устойчивых черт.

Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны? Что нужно знать и на что обратить внимание?

     1. Проблема здорового питания.
    Интересные факты:
– по сравнению с 1960 г. дети стали раскованнее в выборе продуктов. Если раньше только 24% детей требовали свободы пищевого выбора, то теперь – 90%настаивают на этом праве;
    – 66%детей желают кушать по-разному. В зависимости от своего пола;
    – мальчики обладают втрое большим бюджетом затрат на еду, нежели девочки;
    – мальчики потребляют в среднем на 55,5% калорий больше, чем девочки;
    – у 20%мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой. Это наблюдается во всем мире.

     Нужно знать, что подростки особенно мальчики. В месяцы бурного роста нередко ощущают беспричинную мышечную слабость. Иногда они очень быстро утомляются после спортивных занятий, жалуются на боль в области сердца.. Кардиологи считают, что это происходит из-за нехватки карнитина – вещества, которое обеспечивает доставку “топлива” в энергетические системы клеток. У подростков выработка карнитина отстает от потребностей бурно растущих тканей. Возникает повышение утомляемости, низкая работоспособность. А карнитин содержится в мясе говядины, телятины. Много его в молоке. Если подросток ест достаточно мяса, рост своего сердца он может и не заметить – будет в меру бодр и энергичен.
2. Увлечение подростков диетами.
Согласно данным исследований,73%девочек заявляют, что сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих девушек не страдают излишним весом. Между тем родителям необходимо знать о том, что диеты опасны для подростков. Особое внимание на это следует обратить родителям, чьи дочери уже с 15лет начинают истязать себя различными диетами, пытаясь выглядеть как настоящие фотомодели. Интересные факты обнаружили ученые университета Миссури. Они пришли к выводу, что лишний вес чаще приобретают те дети, которые реже едят вместе со своими родителями и чаще смотрят телевизор.
 3. Гиподинамия – проблема современных подростков.
Недостаток физической активности и чрезмерная калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка заметно больше, чем несколько поколений назад. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для человека, который весь день проводит в движении. Американские специалисты пришли к заключению, что если хотя бы15минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50%. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный результат.
4. Стресс и его влияние на подростка.
Стресс-это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Родители подростков должны знать о возможности возникновения стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно снизить планку предъявляемых к ребенку требований.
Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития, так и успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление. Подросток-атлет, участвующий с ранних лет в соревнованиях, может устать от соревнования, но не может это высказать это своим родителям. Он может испытать страх, что родители будут разочарованы.
В этот период важна поддержка сверстников. Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.
Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье подростка. Только она должна быть грамотно организована. Неправильно реагировать на проблемы подростка привлечением особого внимания и предоставлением каких-то привилегий.
При подобном поведении родителей дети будут использовать свои болезненные симптомы как способ избежать проблемной ситуации(например, экзаменов или соревнований).

Вредные привычки.

     Тревожные факты: 

    – В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков в составляет12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70% молодежи. При этом девушки потребляют практически наравне с юношами.
– В среднем курят 35,6% мальчиков до 15лет и 25% девочек. А в возрасте 16-17 лет это соотношение выглядит как 45% к 18%.
– Более четверти девочек и более половины мальчиков к 16годам хотя бы раз пробовали наркотики.
Говорить с подростками о вреде курения очень сложно. Они не верят. Но рассказывать, что происходит с человеком, когда он курит, и чем эта привычка ему в дальнейшем грозит, – надо. Поэтому хочу вам познакомить с некоторыми доводами.
В момент затяжки происходит возгонка табака и папиросной бумаги, при этом образуется около200 вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, бензопирен, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы.
Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.
Окись углерода (угарный газ) обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови –гемоглобин, в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Выкуривая пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.
Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек – зева, носоглотки, бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей – хронический бронхит, который сопровождается изнуряющим кашлем. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губы, языка, гортани, трахеи.
Сердце курящего человека делает за сутки на 12-15тысяч сокращений больше, чем сердце некурящего.
Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения.
Многолетнее курение способствует возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
Курение плохо сказывается и на слуховом аппарате человека. Даже 20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.
Курение отрицательно влияет на умственную деятельность. Две выкуренные сигареты снижают скорость заучивания и объем запоминаемого материала на 5-6%.

Доводы для девочек.

     – Французские ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице быстро стареет, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.
– У курящих женщин чаще, чем у некурящих, рождаются дети с пороком сердца и дефектами развития.
Из многочисленных опросов следует: нет ни одного мальчика, который бы хотел иметь курящую жену.

Доводы для мальчиков.

     – Шансов стать импотентом у курильщиков в 2раза больше чем у некурящего мужчины, потому что при курении сужаются кровеносные сосуды в половых органах.
– У детей некурящих родителей в полтора раза больше шансов остаться некурящими, чем у тех детей, чьи родители курят.

     6. Режим для подростка.
В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.
Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет– 8,5-9 часов. Недостаток сна может сделать вашего ребенка тучным.
Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на “сов”, “жаворонков”, “голубей”. В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

     О том, какую профессию выбрать, рано или поздно задумывается практически каждый подросток. До какого-то момента вопрос “Кем стать?” принадлежит только ему, но со временем наступает период, когда подключаются родители. Выбор профессии становится общей головной болью. О том, как ее вылечить, мы и поговорим дальше в данной теме.

Выбор профессии детьми и ошибки родителей

     Давайте проанализируем типичные ошибки родителей старшеклассников в тот момент, когда наступает пора определяться с выбором будущей профессии:
1. “Сам думай, на кого поступать. Это твоя жизнь, ты и выбирай”.
Эту фразу дети нередко слышат от своих родителей. Если бы вопрос касался более простых вещей, они были бы только рады такой самостоятельности. Но в ситуации выбора профессии ребенку больше нужна помощь, чем свобода.
2. “Почему бы тебе не стать…”.
Фраза завершается перечнем профессий, о которых мечтали отец или мать, но в силу разных причин не смогли получить. Нереализованная родительская мечта предлагается ребенку в разных вариантах: от мягкого совета до категорического утверждения. Знаю один случай (в действительности их множество), когда некая девушка, пришедшая на прием психолога, буквально рыдала: “Ну вот какой из меня может быть бухгалтер – у меня по математике самая низкая оценка в классе, да и не мое это вообще!”
 3. “У нас в роду все врачи!”
– гордо заявляет родитель, намекая ребенку, что “отклонения от курса” явно не одобрит. Или еще один наглядный пример из психологической практики. Девушка рассказывает психологу: “Вот у Маши папа – врач, бабушка – медик, старшая сестра учится на фармацевта, и ее силой в медицинский тянут. Это у них болезнь такая – врачами быть?”
4. “У меня нет выбора. За меня уже все решили”.
Подростки, которые так говорят, на профконсультации выглядят спокойно, но в этом спокойствии нет радостного устремления к своей мечте. “У папиного начальника сын поступил в университет в прошлом году, у папиного зама сын поступил туда же. Папа мне сказал: “Попробуй только не поступить!” Как вы думаете, что мне остается?” Другой вариант: “Я вообще-то с физикой не дружу и математику не понимаю, но если выучусь на инженера-строителя, папа возьмет меня в свою фирму”.
 5. “Для меня главное – получить высшее образование!”.
Для примера приведу продолжение предыдущего диалога с десятиклассником:
– А по какой профессии?
– Неважно! Я хочу, как мой батя: у него два высших, а сейчас третье получает. Инженер-энергетик, инженер-газовик, а учится на нефтяника!
– А какое из образований его кормит?
– Никакое – он косметикой торгует! И я буду с батей торговать!
Высшие образование ребенка для некоторых родителей – как диплом о собственной состоятельности.
6. “Наш ходит к репетиторам по физике и математике. С этими предметами хоть что-то выбрать можно!”
Или так: “Нет, мне уже нельзя менять профессию. Я с репетиторами по математике и английскому с девятого класса занимаюсь”.
Выбирая профессию по такому принципу, мы рискуем идти не в помощь ребенку, а против него – его способностей, интересов, мечты.
7. “Только не…”.
Собственный или чужой профессиональный опыт берется за основу родительских советов по выбору профессии. Ребенок, чувствуя в себе призвание, например, к педагогической работе, сомневается, ссылаясь на мнение авторитетных для него взрослых.

Как помочь ребенку выбрать профессию

     – Составить список профессий, которые нравятся и вам, и ребенку. Вносить новые варианты по мере их проявления. Чем длиннее список, тем больше поле для маневра.
– Обдумайте все имеющиеся варианты с разных позиций. Дайте возможность себе и ребенку “пожить” с выбранной профессией. Помечтать, создать картинку профессионального будущего, наполнить ее позитивными смыслами, образами.
– Составить программу самоподготовки. Посоветуйтесь с учителями-предметниками о целесообразности дополнительных занятий. С ребенком общайтесь с позиции: “Понимаю, как тебе трудно. Радуюсь тому, что ты понимаешь, как тебе это необходимо!”
– Не стоит переживать за поступление больше, чем сын или дочь. Придирки и родительские претензии снижают их веру в себя и желание учиться. Не драматизируйте неуспех и его последствия. Нет ничего непоправимого: не поступит в этом году – постарается в следующем или вообще выберет что-либо другое.
– Вдохновлять и поддерживать ребенка! В семейном кругу регулярно проводите мотивационные беседы: какую хорошую профессию он выбрал, как она ему подходит, как он для нее подходит, какое удивительное будущие его ждет, если он будет стремиться стать великим профессионалом, каких удивительных “вершин”, бонусов и признания можно достичь. Пусть ваше чадо слышит, что вы радуетесь вместе с ним.      Нет ничего страшнее для ребенка, чем крики: “Ты никуда не поступишь с твоими-то…! Это другие учатся, но не ты!” Неверие родных достаточно сильно подрезает крылья.
– Учить ребенка быть смелым в преодолении трудностей, стойким, уверенным в себе, всегда добиваться желаемого и не пугаться того, что ждет за поворотом. В подготовки всегда имеют место периоды, когда что-то не получается. Подскажите способы саморегуляции: переключаться на позитивные мысли и образы, отдохнуть, пообщаться с друзьями, уделить время любимой книге, хобби, сделать что-либо приятное другим.
– Бывает, детей вообще не интересует какая-либо из существующих профессий или общепринятые варианты развития своего будущего. Возможно, у ребенка совершенно иной, уникальный, кардинально отличающийся от общепризнанного взгляд на окружающую жизнь и свое место в ней. Вполне реально, если не мешать его творческому развитию (а правильнее, конечно же, сопутствовать этому, по максимуму пытаться помочь в поисках себя и своего призвания, а также стимулировать всестороннее развитие), отпрыск выберет, изобретет, соединит, откроет, применит что-то свое. Простой пример – он решит стать предпринимателем, руководителем, оратором, изобретателем, писателем, народным лидером, художником или какой-то другой творческой личностью со своим уникальным направлением, и так далее и тому подобное. Так что задача каждого любящего родителя – развивать таланты, которые у него уже есть, а не ломать их и слепо навязывать что-либо свое, что вполне возможно у него и “непойдет” или не доставит никакой радости в жизни. Мы ведь хотим, в первую очередь, видеть своих детей действительно счастливыми, а не только лишь способными обеспечить себя хлебом с маслом, правда ведь? Тем не менее, очень часто, введу своих чересчур материалистических и приземленных представлений относительно жизни, родители силой навязывают детям профессии, которые в их понимании самые выгодные, престижные или правильные. Этим, в подавляющем большинстве случаев, они делают их несчастными или далеко не удовлетворенными своей судьбой. Кроме тоге, нередко можно фундаментально подпортить отношения со своим чадом, особенно это актуально, когда дети все таки выбирают что-то свое, а не рекомендуемое предками. Нужно ясно понимать, что важна не сама профессия, а правильное отношение к ней (энтузиазм, желание, интерес, талант, стремление, любовь), которое дает возможность добиться успеха даже в самой непримечательной профессии или нише, или даже в том, что казалось бы не имеет ничего общего с призванием и способом себя обеспечивать.
– И самый главный и важный совет – любите своего ребенка и верьте в него.

 

Учитель

Все записи автора