24 марта 2022 года в учреждении образования прошли мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII–XI классов учреждений общего среднего образования на тему: «Гордость за Беларусь. Чистая окружающая среда – ключ к здоровой жизни» (о сохранении биоразнообразия, достижениях в области сохранения экологически чистой окружающей среды).

    24 марта 2022 года в государственном учреждении «Ананичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов прошел информационный час по теме «Гордость за Беларусь. Чистая окружающая среда – ключ к здоровой жизни» (о сохранении биоразнообразия, достижениях в области сохранения экологически чистой окружающей среды).
В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся подготовила дополнительный информационный материал, использовалась мультимедийная презентация, подготовленная Национальным институтом образования.

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

     Ведущие познакомили учащихся с содержанием информационных блоков:
 «Сохранение благоприятной окружающей среды – приоритет Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь»;
«Земля – наш дом. Пусть будет чисто и уютно в нем».

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

     Ведущие организовали обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Сохранение благоприятной окружающей среды – приоритет Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь».
Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей ныне живущих и будущих поколений является высшим приоритетом Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь. Его реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития.
 Вопросы для обсуждения:
– Какую роль в жизни человека играет природа?
     – Долгое время были популярны лозунги: «Человек – царь природы», «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». К каким последствиям могут привести (и до сих пор приводили) уверенность в этом и действия, соответствующие этой точке зрения?
     – Какова ваша позиция? Приведите аргументы в ее защиту.
     – Можете ли вы предложить слоган об отношении человека к природе, актуальный для нашего времени?
     – Согласны ли вы с утверждением советского эколога Н.Ф. Реймера «Не природе нужна наша защита, это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить»? Аргументируйте свой ответ.
     – Как вы думаете, в чем основные причины современного глобального экологического кризиса?
     – В ст.46 Конституции Республики Беларусь закреплено право на благоприятную окружающую среду. Как вы думаете, что означает это право?
     – Наряду с правами каждый гражданин имеет ряд обязанностей. Сформулируйте свои экологические обязанности как гражданина Республики Беларусь.
     – Какие природоохранные мероприятия осуществляются в нашей стране? В каких вы участвовали?
     – Какое значение для охраны животных и растений имеет Красная книга Республики Беларусь? Аргументируйте свой ответ.
     – Какие еще меры по защите окружающей среды вы считаете необходимыми?

     В фокусе обсуждения: экология и качество жизни, современные экологические проблемы, социально ответственное поведение в экологической среде, экологические права и обязанности, благоприятная окружающая среда, гармония с природой, ценность жизни, рациональное природопользование, сохранение благоприятной окружающей среды, государственная экологическая политика, ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий и производств, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утилизация и переработка отходов, сохранение биоразнообразия, природоохранная деятельность, расширение сети особо охраняемых территорий.

     Блок «Земля – наш дом. Пусть будет чисто и уютно в нем».
В Республике Беларусь большое внимание уделяется развитию экологического образования. Ведь именно экологические знания позволяют человеку осознать, к каким катастрофическим результатам могут привести пагубные действия в отношении природы, и понять, как избежать подобных последствий. Хорошо организованная система экологического образования способствует успешному решению большинства экологических проблем. Высшая цель экологического образования – сформировать экологическое сознание, которое позволит жить без вреда для окружающей среды.
Беларусь продолжит уделять серьезное внимание охране окружающей среды. Президент Беларуси Александр Лукашенко отмечает: «Для меня природа – это абсолютный приоритет. Это приоритет приоритетов. Есть природа – есть жизнь. Нет природы – нет жизни. Чем грубее, по-хамски мы относимся к природе, тем хуже живем. Поэтому я уделял и буду уделять серьезнейшее внимание охране окружающей среды».
Вопросы для обсуждения:
– Как вы считаете, на каких уроках можно получить необходимые экологические знания? В каких учреждениях образования готовят специалистов по экологии?
     – Как вы думаете, какие школьные проекты могут быть полезны для охраны окружающей среды? Расскажите о своих личных достижениях в экологической деятельности (проектной, исследовательской, участие в олимпиадах, научно-практических конференциях и др.).
     – Если кто-то из вас принимал участие в республиканском молодежном инновационном проекте «100 идей для Беларуси» в номинации «Экология (рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов)», поделитесь своими впечатлениями.
     – Знаете ли вы, кто такие плоггеры? Чем они занимаются? Чем примечателен «очистительный» забег?
     – Что вы знаете об акции Час Земли? Какова ее цель? Как вы можете поддержать акцию «Час Земли-2022»?
     – Когда мы судим о делах человека, иногда говорим наСЛЕДил, а иногда – оставил СЛЕД в жизни. Как вы считаете, в каких случаях мы употребляем то или иное слово? А какое наСЛЕДство оставим мы? Всегда ли мы сможем им гордиться?

     В фокусе обсуждения: экологическое образование, формирование экологически ориентированного поведения учащихся, отношение к родной природе, экологическое сознание, формирование экологической культуры, активная жизненная позиция, осознание своих возможностей в решении экологических проблем, использование знаний о природе с целью ее сохранения, участие в природоохранных мероприятиях, проектная, познавательная и природоохранная деятельность.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.
– Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
     – Расскажите о состоянии окружающей среды вашего микрорайона или отдельных объектов (реки, озера, парка, сквера) там, где вы проживаете. Что бы вы могли сделать для улучшения и оздоровления окружающей среды?
В рамках данного этапа учащимся предложено принять участие в следующих мероприятиях:
 – создании информационного плаката (стенда), отражающего экологические проблемы своего региона (города, района, области) и пути их решения, плаката ко Дню Земли;
     – республиканском конкурсе видеорепортажей «Минута для будущего»;
     – республиканском конкурсе по благоустройству и озеленению территорий «Украсим Беларусь цветами»;
     – неделе экологии «Сохранить природу – сохранить жизнь»;
     – акциях «Час Земли», «Птичий дом», «Неделя леса – 2022», «Сцяжынкамі Бацькаўшчыны», по благоустройству школьной территории «Цвети, мой край»;
     – конкурсах экологических фотографий и рисунков «Созидая, не разрушай!», «Мой любимый уголок природы в моем населенном пункте»,
 городском экологическом празднике «Земли моей лицо живое», посвященном Всемирному Дню окружающей среды (конкурс флористики «Мелодии лета», выставка-конкурс творческих работ «Чудеса своими руками», природоохранная экологическая акция «Твой зеленый след на планете», конкурс знатоков родной природы) и др.

Учитель

Все записи автора