Родительский Университет

План работы
Родительского университета государственного учреждения образования
«Ананичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»
на 2020/2021 учебный год

     Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

     Основные задачи Родительского университета:
     – формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
     – формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
     – обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
     – организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

     Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
     Формы проведения занятий:
– дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

     Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
     – формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
     – повышение интереса родителей к самообразованию;
     – удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
     – повышение уровня педагогической культуры родителей;
     – активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
     – развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
     – охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

     Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IVклассов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки проведения Ответственные

1-й класс

1

     Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь

(до 25.09)

Шикун Е.С.

2

     Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. ноябрь

(до 25.11)

 

Шикун Е.С.

3

     Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться. январь

(до 25.01)

Шикун Е.С.

4

     Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка. апрель

(до 25.04)

Шикун Е.С.

2-й класс

1      Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка. сентябрь

(до 25.09)

Смоляк И. М.
2      Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья. ноябрь

(до 25.11)

 

Смоляк И. М.
3      Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка январь

(до 25.01)

Смоляк И. М.

Ладыка С.А.

4

     Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться апрель

(до 25.04)

Смоляк И. М.

3-й класс

1      Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям сентябрь

(до 25.09)

Добрицкая Е.Н.
2      Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика раз-вития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников. ноябрь

(до 25.11)

 

Добрицкая Е.Н.
3      Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни январь

(до 25.01)

Добрицкая Е.Н.

Ладыка С.А.

4      Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви апрель

(до 25.04)

Добрицкая Е.Н.

Ладыка С.А.

4-й класс

1      Тема 1. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером. сентябрь

(до 25.09)

Фурс А.А.
2      Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие. ноябрь

(до 25.11)

 

Фурс А.А.

Ладыка С.А.

3      Тема 3. Возрастные особенности учащихся 4-класса. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников. январь

(до 25.01)

Фурс А.А.
4      Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире . апрель

(до 25.04)

Фурс А.А.

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов

Класс Темы консультаций для родителей Ответственные
1      Психологические особенности младших школьников.

     Развитие памяти и внимания младших школьников.

     Мотивы учения младших школьников.

     Отношения в семье как основа взаимопонимания.

     Поощрение и наказание детей в семье.

     Леворукий ребенок в школе.

Классный руководитель.

Педагог социальный

2      Воспитание вежливости. Профилактика жестокого обращения с детьми. Как на самом деле любить своих детей?

     Микроклимат в семье и воспитание ребёнка. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях.

     Роль отца в воспитании ребенка.

     Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка.

     Семейные традиции ценности в воспитании детей.

     Учение с увлечением.

Классный руководитель.

Педагог социальный

3      Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение.

     Как выявить и развить способности детей?

     Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.

     Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей.

     Как помочь ребенку стать внимательнее?

     Как привить ребенку любовь к чтению?

     Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

Классный руководитель.

Педагог социальный

4

     Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

     Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

     Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем.

     Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка.

     Интеллектуальное развитие ребенка.

     Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей.

    Организация свободного времени детей в период летних каникул.

Педагог социальный.

Классный руководитель.

Инспектор по делам несовершеннолетних

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки проведения Ответственные

5-й класс

1      Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе сентябрь

(до 25.09)

Шикун Е.С.
2      Тема 2. Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками. ноябрь

(до 25.11)

Шикун Е.С.

Ладыка С.А.

3      Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших под-ростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста. январь

(до 25.01)

Шикун Е.С.

Ладыка С.А.

4      Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета. апрель

(до 25.04)

Шикун Е.С.

Ладыка С.А.

6-й класс

1      Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка сентябрь

(до 25.09)

Ладыка С.А.
2      Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. ноябрь

(до 25.11)

Ладыка С.А.
3      Тема3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиа-безопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях. январь

(до 25.01)

Ладыка С.А.
4      Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период. апрель

(до 25.04)

Ладыка С.А.

7-й класс

1      Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Поло-вое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. сентябрь

(до 25.09)

Хорецкая Е.П.
2      Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска». ноябрь

(до 25.11)

Хорецкая Е.П.

Ладыка С.А.

3      Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком. январь

(до 25.01)

Хорецкая Е.П.

Ладыка С.А.

4      Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех. апрель

(до 25.04)

Хорецкая Е.П.

8-й класс

1      Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей сентябрь

(до 25.09)

Цинский А.В.

Ладыка С.А.

2      Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»). ноябрь

(до 25.11)

 

Цинский А.В.

Ладыка С.А.

3      Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения. январь

(до 25.01)

Цинский А.В.

Ладыка С.А.

4      Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов. апрель

(до 25.04)

Цинский А.В.

Ладыка С.А.

9-й класс

1      Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. сентябрь

(до 25.09)

Карбовская Л.О.
2      Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка. ноябрь

(до 25.11)

Карбовская Л.О.

Ладыка С.А.

3      Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек. январь

(до 25.01)

Карбовская Л.О.

Ладыка С.А.

4      Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков. апрель

(до 25.04)

Карбовская Л.О.

Ладыка С.А.

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов

Класс Темы консультаций для родителей Ответственные
5      Мой ребенок становится подростком.

     Психологические особенности младших подростков.

     Ребенок в коллективе сверстников.

     Межличностное общение подростков.

     Отношения в семье.

     Компьютерные игры: польза или вред?

     Вопросы дисциплины.

     Ответственность родителей за воспитание детей.

Педагог социальный.

Классный руководитель.

Инспектор по делам несовершеннолетних

6       Роль отца и матери в воспитании ребенка.

      Как научить учиться с удовольствием?

     Школьные конфликты.

     Трудности переходного возраста.

     Как предупредить употребление подростками. психоактивных веществ?

     Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

     Трудовое воспитание в семье.

Педагог социальный.

Классный руководитель.

Медицинский работник.

Инспектор по делам несовершеннолетних

7      Ваш любимый неидеальный ребенок

     Подростковый возраст: проблемы полового созревания

     Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов.

     Любовь и дружба в подростковом возрасте

     Как помочь ребенку стать взрослым?

     Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

     Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

     Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

     Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

Педагог социальный.

Классный руководитель.

Медицинский работник

8      Как научиться понимать и принимать подростка?

     О родительском авторитете

     Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

     Подросток в социальных сетях: что делать?

     Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

     Домашняя работа: удовольствие или наказание?

     Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

     Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

Педагог социальный.

Классный руководитель.

Медицинский работник

9       Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения.

     Как помочь подростку в выборе профессии?

     Как научить детей распоряжаться деньгами?

     Свободное время и его значение в формировании личности подростка.

     Интернет-зависимость: пути преодоления.

     Организация свободного времени детей в период летних каникул.

     Ответственное родительство – залог благополучия семьи.

Классный руководитель.

Педагог социальный.

Инспектор по делам несовершеннолетних

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки

проведения

Ответственные

10-й класс

1       Тема 1. Здоровье – это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня. сентябрь

(до 25.09)

Гнедько Н.Г.

Ладыка С.А.

2      Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку ноябрь

(до 25.11)

Гнедько Н.Г.
3      Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.  Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья январь

(до 25.01)

Гнедько Н.Г.

Ладыка СА.

4      Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе апрель

(до 25.04)

Гнедько Н.Г.

11-й класс

1      Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении. Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии октябрь

(до 25.10)

Шавель В.М.
2      Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей ноябрь

(до 25.11)

 

Шавель В.М.

Ладыка С.А.

3      Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни январь

(до 25.01)

Шавель В.М.

Ладыка С.А.

4      Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период апрель

(до 25.04)

Шавель В.М.

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов

Класс Темы консультаций для родителей Ответственные
10      Психофизиологические особенности десятиклассников.

     Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания.

     Личное ли это дело – личное счастье?

     Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников.

     Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников.

     Кем быть и каким быть?

     Организация досуга старшеклассников.

     Особенности здоровья и физического развития старшеклассника.

     Режим учебного и физического труда, личная гигиена.

Классный руководитель.

Педагог социальный.

Медицинский работник

11      Трудности личностного роста и их влияние на обучение.

     Научная организация учебного труда старшеклассников.

     Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников.

     Закон и ответственность несовершеннолетних.

     Формирование здорового образа жизни.

     Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе.

     Самореализация личности.

Классный руководитель.

Педагог социальный.

Инспектор по делам несовершеннолетних.

Медицинский работник

Учитель

Все записи автора